Деловой Петербург,
2 августа 2023 г.
Шашечки или объехать 182 просмотра
Транспорт. Реформа такси позволит самозанятым напрямую работать с агрегаторами и не платить комиссию посредникам. Но требования для получения лицензии могут не облегчить работу, а только увести отрасль «в тень».
Ровно через месяц, с 1 сентября, вступает в силу федеральный закон № 580 от 29 декабря 2022 года, трансформирующий систему государственного регулирования рынка такси в России. Ключевым изменением станет предоставление самозанятым гражданам права получать разрешение на перевозку пассажиров.
По ныне действующим нормам такой возможностью обладают только индивидуальные предприниматели и юридические лица. Гражданам, чтобы заняться извозом, приходится работать через них. С сентября это промежуточное звено окажется необязательным. Самозанятые смогут не отдавать комиссию посредникам и станут напрямую платить налоги.
Остаётся надеяться на себя
В реальности, однако, всё оказывается не так просто, так как на них лягут и новые обязанности. Один из главных факторов, который, вероятно, помешает многим получить лицензию, - необходимость оформления ОСАГО для такси. Формально и сейчас перевозчики должны обладать страховкой со специальной отметкой. Но для получения лицензии её предоставлять не требуется. На практике можно выйти на линию с обычным полисом для физлица, рискуя, конечно, столкнуться с претензиями со стороны страховщика в случае ДТП.
Новое законодательство предполагает создание трёх реестров - перевозчиков, автомобилей и служб такси. Чтобы получить лицензию перевозчика, потребуется предоставить выписку, подтверждающую включение транспортного средства заявителя в соответствующий список. Но без ОСАГО для такси машина в этот перечень не попадёт. Таким образом, выехать на дорогу без документа возможности не останется.
Но уже сейчас цены на договоры взлетели до небес, заявляет исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская. «По некоторым регионам стоимость достигает 140 тыс. рублей. Таксисты же начали “голосовать ногами” и либо вообще не оформляют эти договоры, либо заключают как физические лица. Теперь этот документ становится необходим, а проблема с его ценой не решена», - объясняет эксперт.
Положения закона сложно реализовать, особенно в удалённых регионах, рассказывают в пресс-службе «Ситимобил». «Страховые компании препятствуют лёгкому и законному получению ОСАГО для такси. Те водители, которые всё-таки смогли застраховать авто, столкнулись с крупными расходами - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей в зависимости от марки и модели, прописки водителя», - сообщают в компании.
Вдобавок через год, с 1 сентября 2024-го, для легковых такси станет необходимо дополнительно оформлять полисы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). По ним выплаты пострадавшим в ДТП пассажирам предусмотрены в пределах 2 млн рублей, тогда как потолок для ОСАГО - 500 тыс. «Нас заверяют, что это будет стоить не больше 5 тыс. рублей в год, хотя при текущих ценах на ОСАГО это тоже много», - считает Наталия Лозинская.
***
За сколько до центра?
Конечного потребителя, скорее всего, ожидает повышение тарифов, но на какую величину, пока сказать нельзя.
Сервис «Максим» 31 июля протестировал применение нового закона в Иркутской области. С 6 до 9 часов утра в нескольких городах региона компания закрыла доступ к заказам водителям, которые не соответствуют требованиям реформы (наличие специального ОСАГО для такси не учитывалось, так как он имеется только у мизерного числа людей).
В итоге наступил паралич. Оставшиеся машины приняли 1,2 % поступивших заказов, а цены на поездки выросли в 5-6 раз. По оценкам сервиса, не менее 95 % водителей с 1 сентября потеряют возможность сотрудничать с агрегаторами.
Представитель Общественного совета по развитию такси в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Андрей Белов в середине июля прогнозировал, что за оттоком водителей последует рост тарифов минимум в 1,5 раза. По его словам, около 80-90% таксистов в регионе работают на своих машинах, 70 % - без специального ОСАГО. Им будет проще уйти в тень, чем платить за перекраску и страховку авто. Возможно, некоторые не захотят брать на себя дополнительные финансовые обязательства, предпочтя «серый» заработок, полагает специалист юридической компании «Интерцессия» Анастасия Чумак.
Максим Иванченко считает, что принципиально расклад в сфере в долгосрочной перспективе вряд ли сильно скорректируется. «Всем легальным перевозчикам нужно будет время подстроиться под закон, а для нелегальных ничего не поменяется», - говорит он.
Прямая речь
Светлана Ястребова, представитель «Яндекс.Такси»
Новый закон о такси значительно упростит вход в профессию для тысяч водителей, поскольку даст право самозанятым напрямую и без оформления статуса ИП сотрудничать с агрегаторами. Приток самозанятых в отрасль - это и возможность дать заработок сотням тысяч людей, и способ преодолеть нехватку водителей при постоянно растущем спросе на услуги такси.
Также впервые вводятся понятие агрегатора и меры его ответственности, в том числе на случай ДТП. Обязательное страхование ОСГОП должно вступить в силу с сентября 2024 года, однако уже сейчас все участники всех поездок в сервисе страхуются на сумму до 2 млн рублей на человека, поэтому уровень безопасности и реагирования на инциденты уже соответствует принципам будущего регулирования. Сейчас страхование обеспечивает сервис, и важно, чтобы появление ОСГОП не стало чрезмерной финансовой нагрузкой для партнёров, - условия его тарификации для отрасли ещё в проработке.
Артём Яблоков, партнёр юридической компании «Братья Яблоковы»
Вводимые законодательные требования относительно водителей такси, конечно, будут соблюдаться крупными участниками рынка перевозок. Что касается самозанятых водителей, то здесь вопрос открытый. В любом случае нам следует ожидать повышения цен на поездки, ведь расходная часть бизнеса ложится на плечи потребителя.
Объём миграции бизнеса перевозок в серую зону начал увеличиваться ещё весной этого года. В последнее время в отношении водителей такси приняты и продолжают приниматься новые меры контроля. Это, конечно, неплохо, так как положительно сказывается на безопасности пассажиров, но следует понимать, что результатом таких мер будет рост доли нелегальных такси, повышение числа ДТП, всё большее количество фактов подделки страховых полисов. И выход не столько в повышении цен на поездку, сколько в повышении заработной платы таксистам при увеличении требований к ним.
Дарья Филина, партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business
Принятые изменения, безусловно, делают перевозку пассажиров более безопасной, но есть вероятность, что такие меры будут реализованы за счёт кошелька клиентов и приведут к ощутимому росту стоимости поездок на такси.
Ужесточение требований может «перекрыть воздух» и привести к банкротству небольшие таксопарки, расположенные, например, в посёлках городского типа, где цены на такси и средний уровень жизни гораздо ниже, чем в крупных городах. Среди водителей распространена практика аренды машин для оказания своих услуг. Так, в год они могут арендовать более десяти разных авто для осуществления перевозок, в связи с чем введение дополнительного обязательного вида страхования станет для них неподъёмным.
В таком случае существуют большие риски, что огромное количество самозанятых таксистов будут вынуждены либо полностью прекратить деятельность, либо уйти в серую зону.
Илья СЛОВЕСНЫЙ, Дарья ДМИТРИЕВА
(с сокращениями)
Вся пресса за 2 августа 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страхование ответственности перевозчиков
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 31 января 2025 г.
Рынок без стабилизации: Повышение лимитов по ОСАГО назвали несвоевременным
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
|
Конкурент, Владивосток, 31 января 2025 г.
«Это недопустимо». Минфин дал жесткую установку по ОСАГО
|
|
Национальное аграрное агентство, 31 января 2025 г.
Агростраховщики в 2024 году выплатили аграриям более 8 млрд рублей
|
|
РБК.Татарстан, 31 января 2025 г.
В Казани ожидают снижения стоимости полиса ОСАГО до 4%
|
|
Медвестник, 31 января 2025 г.
Медицинские страховщики разработали стандарт сопровождения участников СВО
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Риелторы и турагенты переходят в продавцы страховок
|
|
Парламентская газета, 31 января 2025 г.
Европротокол можно будет оформить через страховые компании
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|